arhiv.admnepa.ru - архив официального сайта admnepa.ru Официальный сайт Непского муниципального образования расположен по адресу admnepa.ru | Для слабовидящих | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 Оценка результатов реализации программы социально-экономического развития Непского муниципального образования на 2006-2010 годы
1. Направление «Создание условий для укрепления и развития экономического потенциала как основы благосостояния его жителей»: - Подход государства к проблемам дотационных территорий Крайнего Севера за 2006 – 2010 года не изменился. - До сих пор нет разграничений прав собственности на землю и в связи с этим использование земель невозможно. - Закон № 131-РФ изменялся неоднократно. Устав Непского муниципального образования со всеми изменениями и дополнениями принят в мае2010 г. 2. Направление «Улучшение социальной сферы населения»: Контроль использования финансовых средств, направленных на жилищно-комунальную сферу, налажен. Технические характеристики жилищного фонда не улучшены, т. к. не оформлено право собственности на квартиры, как у организаций, так и у большинства населения. Связано это с трудностями в процедуре оформления собственности на жилые дома, квартиры. Неоднократно проводились мероприятия, направленные на энергосбережение и порядок расчета (замена дизелей на менее мощные, рейды по контролю за пользование энергией и т. п.). Промышленных предприятий в селах Непского МО нет, но на территории Непского МО расположены нефтедобывающие организации (подразделение ИНК) которые развиваются и увеличивают объемы производства. Улично-дорожная сеть населенных пунктов поддерживается в удовлетворительном состоянии, но дальнейшего развития не получает, т. к. нет генерального плана Непского МО. 3. Улучшение социально-культурного развития сел: - ремонт учереждений образования и здравоохранения проводится ежегодно; - за 5 лет было проведено немало общепоселковых мероприятий культурного характера (празднование Дна Победы, новогодние праздники, День села и т. п.). По итогам реализации программы можно сделать вывод о том, что в основном программа выполнялась. Некоторые пункты программы не выполнены по независящим причинам (отсутствие финансирования). Надо отметить демографический спад (уменьшение населения) из-за высокой смертности и низкой рождаемости, а также оттока населения за пределы района, причем отток именно трудоспособного населения. Система социального обеспечения работает, но есть отдельные ухудшения – население осталось без врача (выехала). Помимо программы на территории Непского МО реализуются областные государственные программы.
3. Стратегия развития Непского муниципального образования
1. Стратегические цели и задачи развития поселения 1.1. Стратегической целью развития является развитие социальной политики социальная защищенность населения, сокращение социально-экономического положения поселения на имеющемся уровне. 1.2. Реальными являются решения следующих стратегических задач: - увеличение реального дохода бюджета Непского МО; - повышение качества жизни населения – развитие человеческого капитала; - реализация областных и федеральных проектов (в частности строительство круглогодичной дороги от Усть-Кута до с. Непа, освоение Непского месторождения калийных солей). 2. Развитие человеческого капитала. Человеческий капитал – фактор, от которого во многом зависит развитие экономики и социальной политики поселения. Деградация человеческого капитала связана с преобладанием явных негативных тенденций, к числу которых относится: 1) сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; 2) ухудшение здоровья населения; 3) саморазрушительное поведение (алкогализм, курение, наркомания); 4) падение трудовой морали и этики; 5) отсутствие возможности или желания получить современное образование. Деградация человеческого капитала имеет под собой и вполне определенную экономическую основу – бедность населения. Сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью. Старение населения способствует дефициту квалифицированной рабочей силы, росту нагрузки на систему здравоохранения. Для решения всех этих проблем необходимо: - повышение доступности качественных образовательных услуг; - повышение уровня жизни населения; - повышение уровни занятости населения; - более тесное сотрудничество с центром занятости населения для подготовки специалистов. Развитие человеческого потенциала является не просто актуальной, а первоочередной стратегической задачей социально-экономического развития поселения. 3. Развитие экономики: - В экономике поселения доминирующую роль играет нефтедобывающая отрасль, поэтому основной задачей развития экономики является развитие именно этой отрасли. - Основная роль сельскохозяйственного производства – это удовлетворение потребности населения в продуктах питания, а также источник доходов населения и занятости. Реализация данного приоритета – это поддержка и развитие подсобного хозяйства населения. - поддержка развития индивидуальных предпринимателей как источников рабочих мест и доходов населения.
4. Система программных мероприятий по реализации стратегии развития Непского муниципального образования в 2011 - 2015 годах
4.1 Приоритеты развития человеческого капитала Значение человеческого фактора в социально-экономическом развитии велико. Развитие человеческого капитала должно идти за счет улучшения количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов. На основе повышения уровня жизни и ее качества (улучшения условий для поддержания здоровья населения, получения образования, улучшение жилищных и других условий жизни). В данном разделе программы рассмотрены основные сферы общественной жизнедеятельности, влияющие на формирование и развитие человеческого капитала: 1) демографическая ситуация; 2) обеспечение роста уровня жизни населения; 3) развитие систем образования и здравоохранения; 4) формирование системы занятости. Демографическое развитие поселения В последние годы характерна естественная убыль населения. Численность постоянного населения поселения на начало 2010 года составила 611 чел. и уменьшилась по сравнению с началом 2006 года на 12 %. Население поселения составляет 15 % в общей численности населения муниципального района. Плотность населения составляет 0,07 человека на 1 км2, что на 98 % ниже среднего показателя по СФО.
Динамика развития демографии: Основные демографические показатели области ┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ │ Годы │ │ ├─────────┬─────────┬─────────┬────────┬────────┤ │ │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Численность постоянного│ 693 │ 691 │ 611 │ 602 │ 611 │ │населения (на начало года) │ │ │ │ │ │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Число родившихся │ 2 │ 2 │ 4 │ 3 │ - │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Число умерших │ 7 │ 10 │ 10 │ 8 │ 4 │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Миграционная убыль │ -2,00 │ -7 │-5,10 │-5,12 │-5,41 │ └────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┘ Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области
Возраст среднестатистического жителя поселения составляет 45-50 лет, Падение рождаемости усиливает процесс демографического старения: число детей и подростков сократилось на 15 %, число лиц трудоспособного возраста снизилось на 4 %, число лиц нетрудоспособного возраста снизилось на 8 %. Усиливается тенденция превышения численности женщин над численностью мужчин. Основной причиной ухудшения соотношения полов, которое в настоящее время составляет 50,7 % и 49,3 % в пользу женщин, является высокая преждевременная смертность мужчин. Происходит неэквивалентный миграционный обмен населения. Суммарные миграционные потери поселения за 2006 - 2010 годы составили 69 чел. При этом 75 % составляли лица трудоспособного возраста. Среднесрочная перспектива демографического развития оценивается как неблагоприятная по сравнению с периодом 2006 - 2010 годов, так как в репродуктивный возраст вступило поколение, родившееся в 1990-х годах, когда в поселении, как и в целом по Российской Федерации, наблюдался спад рождаемости. В ближайшие годы возможен рост рождаемости (материнский капитал), что при сохранении стабильного показателя общей смертности будет сопровождаться снижением естественной убыли населения и ростом доли трудоспособного населения.
Основные задачи в сфере демографического развития в поселении и пути их решения
Полноценное решение проблем демографического развития невозможно только за счет развития социальной сферы. Приоритетным в системе мер, способных реально улучшить демографическую ситуацию в поселении, необходимо развивать и экономику. Прогноз развития демографической сферы на 2011 - 2015 годы При условии реализации в поселении в полном объеме планируемых мероприятий к 2015 году предполагается минимизация естественной убыли населения на фоне миграционного прироста до 60-90 человек и, как следствие, стабилизация численности населения области на уровне 650-700 человек.
4.2. Здравоохранение
Система здравоохранения поселения представлена 4 ФАП в селах Непа, Бур, Ика, Токма. В 2010 году в Непскую участковую больницу перевели в разряд ФАПа, стационар закрыли, что отрицательно сказалось на условиях обеспечения медицинской помощью населения. Главный врач Непской участковой больницы выехал за пределы поселения, что так же отрицательно сказываеся на качестве медицинских услуг. Остро встал вопрос обеспеченности врачебными кадрами. В поселении складывается неблагоприятная ситуация с высоким уровнем смертности, в том числе в трудоспособном возрасте. Основные причины смертности: новообразования, болезни системы кровообращения. Еще один отрицательный фактор – распространение алкогализма.
Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом ┌──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────┐ │ Показатель │ Годы │ │ ├─────┬─────┬────┬─────┬─────┤ │ │2006 │2007 │2008│2009 │2010 │ ├──────────────────────────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┤ │врачи │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ ├──────────────────────────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┤ │средний медицинский персонал │ 7 │ 7 │ 7 │ 7 │ 7 │ └──────────────────────────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┘
Основные задачи в области здравоохранения и пути их решения
4.3. Образование Система образования в Непском МО представлена средними общеобразовательными школами в селах Токма, Бур, Непа, начальной школой в с. Ика, дошкольными образовательными учреждениями во всех селах. Острая проблема с обеспечением педагогическими кадрами с педагогическим образованием. Многие предметы в школах ведет специалисты, не имеющие педагогического образования, а некоторые предметы не ведутся вообще (например, иностранный язык). В последние два года произошло уменьшение классов за счет образования классов-комплектов, что конечно отрицательно сказывается на качестве образования. Есть тенденция уменьшения количества учащихся в школах и детей, посещающих детские сады, что в дальнейшем может привести к закрытию школ и детских садов. Так же одна из проблем в образовательных учреждениях – наполнение и совершенствование материально-технической базы (компьютерный классв с. Непа, игрушки и дидактический материалв д/с сел Токма, Бур, Ика, хозматериал в детский сад с. Бур).
Динамика основных показателей функционирования и развития образования в Непском МО
┌──────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Название │ Годы │ │ ├──────┬─────┬─────┬─────┤ │ │ 2007 │ 2008│ 2009│ 2010│ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Обеспеченность средних школ компьютерными классами, │ 50 │ 50 │ 50 │ 50 │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными│ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ │учреждениями, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес выпускников школ, поступивших в вузы, % │ 70 │ 70 │ 70 │ 70 │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес приступивших к работе квалифицированных│ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ │рабочих, выпущенных учреждениями начального│ │ │ │ │ │профессионального образования, % ' │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес учителей в дневных общеобразовательных│ 60 │ 60 │ 60 │ 60 │ │учреждениях, имеющих высшее образование, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес средних общеобразовательных учреждений с│ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ │классами и группами углубленного изучения различных│ │ │ │ │ │предметов, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес обучающихся в средних общеобразовательных│ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ │учреждениях с классами и группами углубленного│ │ │ │ │ │изучения различных предметов, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Охват учащихся 1 - 3 (4) классов режимом продленного│ 30 │ 30 │ 30 │ 30 │ │дня, в % к общей численности обучающихся │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┘ Основные задачи в сфере образования и пути их решения
4.4. Культура В Непском МО численность учреждений культуры составляет 4 СДК и 4 библиотеки. Материально-техническая база учреждений культуры устарела. Зданиям СДК требуется капитальный ремонт. Заполняемость библиотек книгами хорошая, но условия хранения книжного фонда в селах Бур и Токма не соответствуют нормам (температура, влажность). Наполняемость специалистами учреждений культуры оставляет желать лучшего.
Динамика развития сферы культуры: По статистическим данным за период 2006 - 2010 годы численность учреждений культуры не изменилась.
Динамика числа учреждений культуры областпоселения в 2006 - 2010 годах
┌──────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Учреждения культуры │ Годы │ │ ├────┬────┬─────┬─────┬────┬─────────┤ │ │2006│2007│2008 │2009 │2010│2010 к│ │ │ │ │ │ │ │ 2006 │ │ │ │ │ │ │ ├───┬─────┤ │ │ │ │ │ │ │+,-│ % │ ├──────────────────────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┤ │Общедоступные библиотеки │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 0 │ 100 │ ├──────────────────────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┤ │Учреждения культурно-досугового типа │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 0 │ 100 │ └──────────────────────────────────────────┴────┴────┴─────┴─────┴────┴───┴─────┘
Основные задачи в области культуры и пути их решения
4.5. Молодежная политика Молодежная политика является составной частью социально-экономического развития поселения. В последние годы наблюдается снижение доли молодежи в общей численности населения из-за низкой рождаемости, миграции за пределы района. Высокий уровень безработицы среди молодежи, низкая социальная активность. Среди оставшейся в селах молодежи многие не могут получить специальности из-зи низких материальных доходов.
Основные задачи в области молодежной политики и пути их решения
4.6. Жилищная политика На территории Непского МО нет управляющих компаний, занимающихся жилищным фондом. Жилищный фонд находится в основном в частной собственности и в малой доле стоит на балансе организаций. Жилищный фонд находится в неудовлетворительном состоянии в виду физического и морального старения. Большая проблема в оформлении жилищного фонда в собственность гражданами и организациями. В коммунальной сфере имеется единственное предприятие – МУП «Катанга», оказывающая услуги по энергообеспечению. Материально-техническая база предприятия находится в неудовлетворительном состоянии из-за отсутствия должного финансирования на разницу в тарифах для населения. Во всех селах отсутствуют резервные электростанции. Подача электроэнергии осуществляется в среднем 10 - 15 часов в сутки. Линии электропередач требуют капитального ремонта.
Основные задачи в сфере жилищной политики и пути их решения
4.7. Нефтяная промышленность
Полезные ископаемые
В Непском муниципальном образовании структурные подразделения ООО «Иркутская нефтяная компания» разрабатывающая Ярактинское и Даниловское месторождения нефти. Добываемая нефть высокого качества. Основная проблема – отдаленность района добычи от транспортных систем, недостаточная геологическая изученность. ООО «ИНК» привлекает к работе местное население, но недостаточно. На территории поселения разведано Непское месторождение калийных солей которое по разведанным запасам занимает третье место в мире среди месторождений калийных солей, но из-за отсутствия транспортной системы , сложности добычи месторождение законсервировано.
Основные задачи развития нефтяной промышленности и пути их решения
4.8. Рынок транспортных услуг
Транспортный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии поселения. Транспортные услуги представлены в виде воздушного и автомобильного транспорта. Объемы перевозок пассажиров и груза воздушныи транспортом несколько увеличились в связи с дополнительными рейсами в летний период, но т. к. оплата идет ограниченно, увеличение рейсов вертолетов невозможно. Услуги по перевозке пассажиров и груза автотранспортом оказываются в зимний период частными предпринимателями и физическими лицами по автозимнику г. Усть-Кут – г. Мирный и с. Непа – с. Ербргачен. В весеннее – осенний период МУП «Катанга» оказывает транспортные услуги в небольшом объеме (вывоз мусора, благоустройство сельских дорог). В зимний период сторонними организациями оказываются услуги по очистке автозимника до сел Бур, Ика, Токма.
Основные задачи в сфере развития транспорта и пути их решения
4.9 Рынок услуг связи В настоящее время на территории поселения не зарегистрировано операторов, имеющих лицензии на предоставление услуг различных видов связи. Отсутствие точек доступа к каналам связи в большинстве Непском муниципальном образовании препятствует развитию телефонной связи. Услуги местной, внутризоновой телефонной связи на территории поселения отсутствуют. Население поселения остро нуждается в междугородней связи, сотовой и Интернете. Пока услуги по предоставлению междугородней связи предоставляет ОАО «КБ Искра», но связь не стабильна и не качественна (в каждом населенном пункте установлено по одному таксофону).
Почтовая связь Всего на территории поселения объектов почтовой связи – 4, в том числе: 4 объекта в составе Управления федеральной почтовой связи Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России». В настоящее время УФПС Иркутской области - филиал ФГУП «Почта России» представляет населению поселения все виды услуг почтовой связи. Проходит этап внедрения единых на все управления почтовой связи сетевых услуг. Пункты коллективного доступа в Интернет на сегодняшний день отсутствуют.
4. 10. Потребительский рынокВ 2006 - 2010 годах потребительский рынок поселения характеризовался стабильным развитием за счет появления частных торговых точек, хотя насыщенность товарами и услугами, разнообразие ассортимента не удовлетворяет потребностям населения. Общественное питание, бытовое обслуживание в поселении отсутствуют. Определенное место в удовлетворении потребительского спроса сельских жителей занимает потребительская кооперация. Она обслуживает около 600 человек. Наряду со значительными позитивными изменениями в развитии потребительского рынка поселения, требуют решения следующие проблемы: 1) необходимость своевременного обеспечения населения товарами первой необходимости; 2) сохранение сети магазинов потребительской кооперации и дальнейшее ее развитие; 3) несоответствие качества отдельных видов услуг и товаров, реализуемых населению, установленным стандартам качества; 4) отсутствие организаций, занимающихся бытовым обслуживанием населения, проживающего в сельской местности.
Основные задачи в сфере развития потребительского рынка и пути их решения
4.11. Охотничье хозяйствоТерритория поселения предоставлена в аренду общинам коренных малочисленных народов Крайнего Севера «Токма» и «Ика» для занятия охотпромыслом на промысловых животных (лось, олень, соболь, белка и др.). Но охотничьему хозяйству наносится вред со стороны организаций, ведущих геологоразведовательные работы, добычу нефти. Если община «Токма» работает напрямую с такими организациями как «ИНК», «ТСЛК», то община «Ика» не ведет в этом плане пока никакой работы. Вред охотничьму хозяйству наносят браконьеры и незаконная рубка леса.
5.Механизм реализации программы
Реализация плана социально-экономического развития Непского муниципального образования на 2011-2015 года должна осуществляться на основе следующих механизмов:
2010 г.
УТВЕРЖДЕНО решением Думы Непского МО от 25.11.2010 г. № 16/6 Введение Непское муниципальное образование (далее – Поселение) как субъект Российской Федерации вырабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Иркутской области, Уставом Непского муниципального образования. Программа социально-экономического развития Непского муниципального образования на 2011 - 2015 годы (далее - программа) разработана в соответствии с типовым макетом программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава области и статьи 10 Закона области от 16 июля 1997 года N 35-оз «О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области». Программа детализирует программные установки, намеченные в аналогичной федеральной программе, с учетом имеющегося в поселении ресурсно-производственного потенциала, а также основных тенденций развития. При формировании программы учтены положения, заложенные в проекте Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанном Министерством регионального развития Российской Федерации. Программа является комплексным документом, определяющим развитие поселения на среднесрочную перспективу. Для разработки программы была содана рабочая группа в составе: Руководитель группы: начальник управления делами администрации Непского муниципального образования - Ярыгина В. А.; Члены группы: - заместитель начальника управления делами Непского муниципального образования - Жилкина Л. А.; - помощник главы администрации Непского муниципального образования - Ланцева Г. В.; - главный специалист администрации Непского муниципального образования в с. Ика - Арбатский В. С.; - главный специалист администрации Непского муниципального образования в с. Токма - Тодосейчук Т. В.; - главный специалист администрации Непского муниципального образования в с. Бур - Фадеева И. Б. Необходимость разработки программы вызвана тем, что темпы и характер социально-экономического развития поснления не отвечают потребностям населения поселения. В этих условиях необходимо определить новые задачи и приоритеты социально-экономического развития поселения, сформировать комплекс мероприятий, направленных на их достижение. При разработке программы использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы содействия занятости населения, Пенсионного фонда РФ, органов местного самоуправления.
1. Социально-экономическое положение поселения 1.1 Экономико-географическое положение Непского муниципального образования Непское муниципальное образование расположено на юге Катангского района Иркутской области. На севере муниципальное образование граничит с Преображенским сельским поселением, на востоке с Республикой Саха (Якутия), на юго-востоке и юге с Киренским районом, на юге с Подволошинским сельским поселением и Усть-Кутским районом, на юго-западе с Усть-Илимским районом, на западе с Красноярским краем. Общая площадь составляет 3739348,00 га. В состав Непского муниципального образования входит четыре населенных пункта: с. Бур, с. Ика, с. Токма, с. Непа. Характерной особенностью климата Непского МО является достаточное увлажнение и большое колебание температур. Температура воздуха колеблется от -550 С до + 350 С. Среднегодовое количество осадков 326 мм. Преобладающие направление ветра: северо-западное. На территории Непского муниципального образования преобладают песчаные, черноземные, глиняные почвы. Наибольшую площадь территории Непского муниципального образования занимает лес. На территории Непского муниципального образования находятся следующие крупные водоемы: р. Нижняя Тунгуска, р. Непа. На территории Непского муниципального образования находятся Непское месторождение калийных солей, месторождения нефти: Верхнеченское, Дулисьминское, Даниловское. Производственный потенциал На территории Непского муниципального образования расположены следующие учреждения:
Население Непского муниципального образования Численность населения Непского муниципального образования составляет 611 человек. За последние несколько лет на территории наблюдается естественная убыль населения. Население состоит из русских – 549 человек, эвенков – 62 человека. Для получения дополнительного дохода население ведет личное подсобное хозяйство и занимается охотпромыслом. Однако за последние три года поголовье КРС в личных подсобных хозяйствах населения значительно снизилось.
Анализ состояния и возможностей социально-экономического развития Непского муниципального образования
2 Оценка результатов реализации программы социально-экономического развития Непского муниципального образования на 2006-2010 годы
1. Направление «Создание условий для укрепления и развития экономического потенциала как основы благосостояния его жителей»: - Подход государства к проблемам дотационных территорий Крайнего Севера за 2006 – 2010 года не изменился. - До сих пор нет разграничений прав собственности на землю и в связи с этим использование земель невозможно. - Закон № 131-РФ изменялся неоднократно. Устав Непского муниципального образования со всеми изменениями и дополнениями принят в мае2010 г. 2. Направление «Улучшение социальной сферы населения»: Контроль использования финансовых средств, направленных на жилищно-комунальную сферу, налажен. Технические характеристики жилищного фонда не улучшены, т. к. не оформлено право собственности на квартиры, как у организаций, так и у большинства населения. Связано это с трудностями в процедуре оформления собственности на жилые дома, квартиры. Неоднократно проводились мероприятия, направленные на энергосбережение и порядок расчета (замена дизелей на менее мощные, рейды по контролю за пользование энергией и т. п.). Промышленных предприятий в селах Непского МО нет, но на территории Непского МО расположены нефтедобывающие организации (подразделение ИНК) которые развиваются и увеличивают объемы производства. Улично-дорожная сеть населенных пунктов поддерживается в удовлетворительном состоянии, но дальнейшего развития не получает, т. к. нет генерального плана Непского МО. 3. Улучшение социально-культурного развития сел: - ремонт учереждений образования и здравоохранения проводится ежегодно; - за 5 лет было проведено немало общепоселковых мероприятий культурного характера (празднование Дна Победы, новогодние праздники, День села и т. п.). По итогам реализации программы можно сделать вывод о том, что в основном программа выполнялась. Некоторые пункты программы не выполнены по независящим причинам (отсутствие финансирования). Надо отметить демографический спад (уменьшение населения) из-за высокой смертности и низкой рождаемости, а также оттока населения за пределы района, причем отток именно трудоспособного населения. Система социального обеспечения работает, но есть отдельные ухудшения – население осталось без врача (выехала). Помимо программы на территории Непского МО реализуются областные государственные программы.
3. Стратегия развития Непского муниципального образования
1. Стратегические цели и задачи развития поселения 1.1. Стратегической целью развития является развитие социальной политики социальная защищенность населения, сокращение социально-экономического положения поселения на имеющемся уровне. 1.2. Реальными являются решения следующих стратегических задач: - увеличение реального дохода бюджета Непского МО; - повышение качества жизни населения – развитие человеческого капитала; - реализация областных и федеральных проектов (в частности строительство круглогодичной дороги от Усть-Кута до с. Непа, освоение Непского месторождения калийных солей). 2. Развитие человеческого капитала. Человеческий капитал – фактор, от которого во многом зависит развитие экономики и социальной политики поселения. Деградация человеческого капитала связана с преобладанием явных негативных тенденций, к числу которых относится: 1) сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; 2) ухудшение здоровья населения; 3) саморазрушительное поведение (алкогализм, курение, наркомания); 4) падение трудовой морали и этики; 5) отсутствие возможности или желания получить современное образование. Деградация человеческого капитала имеет под собой и вполне определенную экономическую основу – бедность населения. Сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью. Старение населения способствует дефициту квалифицированной рабочей силы, росту нагрузки на систему здравоохранения. Для решения всех этих проблем необходимо: - повышение доступности качественных образовательных услуг; - повышение уровня жизни населения; - повышение уровни занятости населения; - более тесное сотрудничество с центром занятости населения для подготовки специалистов. Развитие человеческого потенциала является не просто актуальной, а первоочередной стратегической задачей социально-экономического развития поселения. 3. Развитие экономики: - В экономике поселения доминирующую роль играет нефтедобывающая отрасль, поэтому основной задачей развития экономики является развитие именно этой отрасли. - Основная роль сельскохозяйственного производства – это удовлетворение потребности населения в продуктах питания, а также источник доходов населения и занятости. Реализация данного приоритета – это поддержка и развитие подсобного хозяйства населения. - поддержка развития индивидуальных предпринимателей как источников рабочих мест и доходов населения.
4. Система программных мероприятий по реализации стратегии развития Непского муниципального образования в 2011 - 2015 годах
4.1 Приоритеты развития человеческого капитала Значение человеческого фактора в социально-экономическом развитии велико. Развитие человеческого капитала должно идти за счет улучшения количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов. На основе повышения уровня жизни и ее качества (улучшения условий для поддержания здоровья населения, получения образования, улучшение жилищных и других условий жизни). В данном разделе программы рассмотрены основные сферы общественной жизнедеятельности, влияющие на формирование и развитие человеческого капитала: 1) демографическая ситуация; 2) обеспечение роста уровня жизни населения; 3) развитие систем образования и здравоохранения; 4) формирование системы занятости. Демографическое развитие поселения В последние годы характерна естественная убыль населения. Численность постоянного населения поселения на начало 2010 года составила 611 чел. и уменьшилась по сравнению с началом 2006 года на 12 %. Население поселения составляет 15 % в общей численности населения муниципального района. Плотность населения составляет 0,07 человека на 1 км2, что на 98 % ниже среднего показателя по СФО.
Динамика развития демографии: Основные демографические показатели области ┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ │ Годы │ │ ├─────────┬─────────┬─────────┬────────┬────────┤ │ │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Численность постоянного│ 693 │ 691 │ 611 │ 602 │ 611 │ │населения (на начало года) │ │ │ │ │ │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Число родившихся │ 2 │ 2 │ 4 │ 3 │ - │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Число умерших │ 7 │ 10 │ 10 │ 8 │ 4 │ ├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┤ │Миграционная убыль │ -2,00 │ -7 │-5,10 │-5,12 │-5,41 │ └────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┘ Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области
Возраст среднестатистического жителя поселения составляет 45-50 лет, Падение рождаемости усиливает процесс демографического старения: число детей и подростков сократилось на 15 %, число лиц трудоспособного возраста снизилось на 4 %, число лиц нетрудоспособного возраста снизилось на 8 %. Усиливается тенденция превышения численности женщин над численностью мужчин. Основной причиной ухудшения соотношения полов, которое в настоящее время составляет 50,7 % и 49,3 % в пользу женщин, является высокая преждевременная смертность мужчин. Происходит неэквивалентный миграционный обмен населения. Суммарные миграционные потери поселения за 2006 - 2010 годы составили 69 чел. При этом 75 % составляли лица трудоспособного возраста. Среднесрочная перспектива демографического развития оценивается как неблагоприятная по сравнению с периодом 2006 - 2010 годов, так как в репродуктивный возраст вступило поколение, родившееся в 1990-х годах, когда в поселении, как и в целом по Российской Федерации, наблюдался спад рождаемости. В ближайшие годы возможен рост рождаемости (материнский капитал), что при сохранении стабильного показателя общей смертности будет сопровождаться снижением естественной убыли населения и ростом доли трудоспособного населения.
Основные задачи в сфере демографического развития в поселении и пути их решения
Полноценное решение проблем демографического развития невозможно только за счет развития социальной сферы. Приоритетным в системе мер, способных реально улучшить демографическую ситуацию в поселении, необходимо развивать и экономику. Прогноз развития демографической сферы на 2011 - 2015 годы При условии реализации в поселении в полном объеме планируемых мероприятий к 2015 году предполагается минимизация естественной убыли населения на фоне миграционного прироста до 60-90 человек и, как следствие, стабилизация численности населения области на уровне 650-700 человек.
4.2. Здравоохранение
Система здравоохранения поселения представлена 4 ФАП в селах Непа, Бур, Ика, Токма. В 2010 году в Непскую участковую больницу перевели в разряд ФАПа, стационар закрыли, что отрицательно сказалось на условиях обеспечения медицинской помощью населения. Главный врач Непской участковой больницы выехал за пределы поселения, что так же отрицательно сказываеся на качестве медицинских услуг. Остро встал вопрос обеспеченности врачебными кадрами. В поселении складывается неблагоприятная ситуация с высоким уровнем смертности, в том числе в трудоспособном возрасте. Основные причины смертности: новообразования, болезни системы кровообращения. Еще один отрицательный фактор – распространение алкогализма.
Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом ┌──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────┐ │ Показатель │ Годы │ │ ├─────┬─────┬────┬─────┬─────┤ │ │2006 │2007 │2008│2009 │2010 │ ├──────────────────────────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┤ │врачи │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ ├──────────────────────────────────────────────────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┤ │средний медицинский персонал │ 7 │ 7 │ 7 │ 7 │ 7 │ └──────────────────────────────────────────────────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┘
Основные задачи в области здравоохранения и пути их решения
4.3. Образование Система образования в Непском МО представлена средними общеобразовательными школами в селах Токма, Бур, Непа, начальной школой в с. Ика, дошкольными образовательными учреждениями во всех селах. Острая проблема с обеспечением педагогическими кадрами с педагогическим образованием. Многие предметы в школах ведет специалисты, не имеющие педагогического образования, а некоторые предметы не ведутся вообще (например, иностранный язык). В последние два года произошло уменьшение классов за счет образования классов-комплектов, что конечно отрицательно сказывается на качестве образования. Есть тенденция уменьшения количества учащихся в школах и детей, посещающих детские сады, что в дальнейшем может привести к закрытию школ и детских садов. Так же одна из проблем в образовательных учреждениях – наполнение и совершенствование материально-технической базы (компьютерный классв с. Непа, игрушки и дидактический материалв д/с сел Токма, Бур, Ика, хозматериал в детский сад с. Бур).
Динамика основных показателей функционирования и развития образования в Непском МО
┌──────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Название │ Годы │ │ ├──────┬─────┬─────┬─────┤ │ │ 2007 │ 2008│ 2009│ 2010│ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Обеспеченность средних школ компьютерными классами, │ 50 │ 50 │ 50 │ 50 │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными│ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ │учреждениями, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес выпускников школ, поступивших в вузы, % │ 70 │ 70 │ 70 │ 70 │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес приступивших к работе квалифицированных│ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ │рабочих, выпущенных учреждениями начального│ │ │ │ │ │профессионального образования, % ' │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес учителей в дневных общеобразовательных│ 60 │ 60 │ 60 │ 60 │ │учреждениях, имеющих высшее образование, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес средних общеобразовательных учреждений с│ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ │классами и группами углубленного изучения различных│ │ │ │ │ │предметов, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Удельный вес обучающихся в средних общеобразовательных│ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ │учреждениях с классами и группами углубленного│ │ │ │ │ │изучения различных предметов, % │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┤ │Охват учащихся 1 - 3 (4) классов режимом продленного│ 30 │ 30 │ 30 │ 30 │ │дня, в % к общей численности обучающихся │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┘ Основные задачи в сфере образования и пути их решения
4.4. Культура В Непском МО численность учреждений культуры составляет 4 СДК и 4 библиотеки. Материально-техническая база учреждений культуры устарела. Зданиям СДК требуется капитальный ремонт. Заполняемость библиотек книгами хорошая, но условия хранения книжного фонда в селах Бур и Токма не соответствуют нормам (температура, влажность). Наполняемость специалистами учреждений культуры оставляет желать лучшего.
Динамика развития сферы культуры: По статистическим данным за период 2006 - 2010 годы численность учреждений культуры не изменилась.
Динамика числа учреждений культуры областпоселения в 2006 - 2010 годах
┌──────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Учреждения культуры │ Годы │ │ ├────┬────┬─────┬─────┬────┬─────────┤ │ │2006│2007│2008 │2009 │2010│2010 к│ │ │ │ │ │ │ │ 2006 │ │ │ │ │ │ │ ├───┬─────┤ │ │ │ │ │ │ │+,-│ % │ ├──────────────────────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┤ │Общедоступные библиотеки │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 0 │ 100 │ ├──────────────────────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┤ │Учреждения культурно-досугового типа │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 0 │ 100 │ └──────────────────────────────────────────┴────┴────┴─────┴─────┴────┴───┴─────┘
Основные задачи в области культуры и пути их решения
4.5. Молодежная политика Молодежная политика является составной частью социально-экономического развития поселения. В последние годы наблюдается снижение доли молодежи в общей численности населения из-за низкой рождаемости, миграции за пределы района. Высокий уровень безработицы среди молодежи, низкая социальная активность. Среди оставшейся в селах молодежи многие не могут получить специальности из-зи низких материальных доходов.
Основные задачи в области молодежной политики и пути их решения
4.6. Жилищная политика На территории Непского МО нет управляющих компаний, занимающихся жилищным фондом. Жилищный фонд находится в основном в частной собственности и в малой доле стоит на балансе организаций. Жилищный фонд находится в неудовлетворительном состоянии в виду физического и морального старения. Большая проблема в оформлении жилищного фонда в собственность гражданами и организациями. В коммунальной сфере имеется единственное предприятие – МУП «Катанга», оказывающая услуги по энергообеспечению. Материально-техническая база предприятия находится в неудовлетворительном состоянии из-за отсутствия должного финансирования на разницу в тарифах для населения. Во всех селах отсутствуют резервные электростанции. Подача электроэнергии осуществляется в среднем 10 - 15 часов в сутки. Линии электропередач требуют капитального ремонта.
Основные задачи в сфере жилищной политики и пути их решения
4.7. Нефтяная промышленность
Полезные ископаемые
В Непском муниципальном образовании структурные подразделения ООО «Иркутская нефтяная компания» разрабатывающая Ярактинское и Даниловское месторождения нефти. Добываемая нефть высокого качества. Основная проблема – отдаленность района добычи от транспортных систем, недостаточная геологическая изученность. ООО «ИНК» привлекает к работе местное население, но недостаточно. На территории поселения разведано Непское месторождение калийных солей которое по разведанным запасам занимает третье место в мире среди месторождений калийных солей, но из-за отсутствия транспортной системы , сложности добычи месторождение законсервировано.
Основные задачи развития нефтяной промышленности и пути их решения
4.8. Рынок транспортных услуг
Транспортный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии поселения. Транспортные услуги представлены в виде воздушного и автомобильного транспорта. Объемы перевозок пассажиров и груза воздушныи транспортом несколько увеличились в связи с дополнительными рейсами в летний период, но т. к. оплата идет ограниченно, увеличение рейсов вертолетов невозможно. Услуги по перевозке пассажиров и груза автотранспортом оказываются в зимний период частными предпринимателями и физическими лицами по автозимнику г. Усть-Кут – г. Мирный и с. Непа – с. Ербргачен. В весеннее – осенний период МУП «Катанга» оказывает транспортные услуги в небольшом объеме (вывоз мусора, благоустройство сельских дорог). В зимний период сторонними организациями оказываются услуги по очистке автозимника до сел Бур, Ика, Токма.
Основные задачи в сфере развития транспорта и пути их решения
4.9 Рынок услуг связи В настоящее время на территории поселения не зарегистрировано операторов, имеющих лицензии на предоставление услуг различных видов связи. Отсутствие точек доступа к каналам связи в большинстве Непском муниципальном образовании препятствует развитию телефонной связи. Услуги местной, внутризоновой телефонной связи на территории поселения отсутствуют. Население поселения остро нуждается в междугородней связи, сотовой и Интернете. Пока услуги по предоставлению междугородней связи предоставляет ОАО «КБ Искра», но связь не стабильна и не качественна (в каждом населенном пункте установлено по одному таксофону).
Почтовая связь Всего на территории поселения объектов почтовой связи – 4, в том числе: 4 объекта в составе Управления федеральной почтовой связи Иркутской области - филиала ФГУП «Почта России». В настоящее время УФПС Иркутской области - филиал ФГУП «Почта России» представляет населению поселения все виды услуг почтовой связи. Проходит этап внедрения единых на все управления почтовой связи сетевых услуг. Пункты коллективного доступа в Интернет на сегодняшний день отсутствуют.
4. 10. Потребительский рынокВ 2006 - 2010 годах потребительский рынок поселения характеризовался стабильным развитием за счет появления частных торговых точек, хотя насыщенность товарами и услугами, разнообразие ассортимента не удовлетворяет потребностям населения. Общественное питание, бытовое обслуживание в поселении отсутствуют. Определенное место в удовлетворении потребительского спроса сельских жителей занимает потребительская кооперация. Она обслуживает около 600 человек. Наряду со значительными позитивными изменениями в развитии потребительского рынка поселения, требуют решения следующие проблемы: 1) необходимость своевременного обеспечения населения товарами первой необходимости; 2) сохранение сети магазинов потребительской кооперации и дальнейшее ее развитие; 3) несоответствие качества отдельных видов услуг и товаров, реализуемых населению, установленным стандартам качества; 4) отсутствие организаций, занимающихся бытовым обслуживанием населения, проживающего в сельской местности.
Основные задачи в сфере развития потребительского рынка и пути их решения
4.11. Охотничье хозяйствоТерритория поселения предоставлена в аренду общинам коренных малочисленных народов Крайнего Севера «Токма» и «Ика» для занятия охотпромыслом на промысловых животных (лось, олень, соболь, белка и др.). Но охотничьему хозяйству наносится вред со стороны организаций, ведущих геологоразведовательные работы, добычу нефти. Если община «Токма» работает напрямую с такими организациями как «ИНК», «ТСЛК», то община «Ика» не ведет в этом плане пока никакой работы. Вред охотничьму хозяйству наносят браконьеры и незаконная рубка леса.
5.Механизм реализации программы
Реализация плана социально-экономического развития Непского муниципального образования на 2011-2015 года должна осуществляться на основе следующих механизмов:
↓ скачать документ ↓ ↓ Программа экономического развития Непского МО ↓ ← Все нормативно-правовые акты раздела Программа экономического развития Непского МО ← Проекты нормативно-правовых актов раздела Программа экономического развития Непского МО Думы Непского муниципального образования → Архивные нормативно-правовые акты раздела Программа экономического развития Непского МО Думы Непского муниципального образования → ← Все разделы нормативно-правовых актов Думы Непского муниципального образования ← | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||